Психология обмана

Как похоронные агенты ведут борьбу за «клиента»

Сегодня в городе действует множество фирм, предлагающих населению ритуальные услуги. Одни пытаются обратить на себя внимание благозвучными названиями с православными подтекстами, другие, выбирая название, пытаются придать некой значимости. Вместе с тем, в последнее время охваченные горем люди, все чаще становятся жертвами мошеннических схем действующих агентов разных фирм. Именно они, а не врачи «Скорой помощи» и не представители полиции прибывают на вызов первыми.

Кто владеет информацией, тот… «заказывает музыку?»

Как не прискорбно, в этом агентам «помогают» врачи городских поликлиник и представители органов внутренних дел, нередко выступающие в роли «информаторов». По неофициальным данным за «слив» информации агенту осведомитель получает вознаграждение в сумме от 1000 до 1500 рублей. Похоже, «игра на чувствах» сегодня стала для людей в белых халатах и людей в погонах обыденным делом.

Не раз в жалобах написанных от руки пострадавших от других фирм, звучали фамилии терапевтов городских поликлиник, как активно продвигающих их услуги. Вот, например, в заявлении гражданина указывается, что при оформлении медицинского свидетельства о смерти его родственницы врач городской поликлиники отказалась выдать справку, сославшись на то, что умершая в поликлинике не наблюдалась. Вместо этого врач предложила дождаться утра и перевезти тело в морг для организации похорон оттуда рекомендуемой врачом ритуальной фирмой, где и была бы выписана медицинская справка.

Из заявления гражданки следует, что ею на адрес была вызвана скорая помощь для констатации факта смерти ее родственницы, а вскоре после этого приехал ритуальный агент из коммерческой фирмы.

В заявлении, написанном гражданкой, указывается, что при оформлении справки в поликлинике участковый врач навязывала оформление документов именно в частной фирме.

А гражданка вынуждена была обратиться с заявлением к начальнику УВД с просьбой «обратить внимание на недопустимое поведение работников полиции, нарушающих права граждан и рекламирующих ритуальные услуги». Из заявления женщины, если описывать кратко, следует, что когда у нее умер дед, то после ее звонка в 9 утра по телефону 02 приехал… агент и очень навязчиво предлагал оформить заказ на похороны. При этом в течение всего дня заявительница звонила в службу 02, на что ей неоднократно давался ответ, что свободных машин нет. На тот момент в квартире был маленький ребенок, и нахождение рядом с умершим могло отрицательно сказаться на его здоровье. Только в 5 часов вечера, как следует из заявления, по телефону женщине ответили, что машина выезжает…

И таких жалоб, которые пострадавшие пишут в целях борьбы с нарушением ФЗ «О персональных данных» накопился не один десяток.

На сегодняшний день между компаниями, оказывающими похоронные услуги развернулась недобросовестная борьба. Исходя из принципа «на войне все средства хороши», в «борьбе за клиента» используется несколько схем действия ритуальных агентов. При этом они обеспечивают себе быструю наживу, не соблюдая интересы населения, а порой нанося ему существенный материальный и моральный ущерб.

Если говорить подробнее о действии агентов, то схем, по которым они действуют, можно обозначить три.

За разглашение данных – штрафные санкции

Ситуация, когда людям, потерявшим близких, начинают звонить посторонние, может рассматриваться как нарушение федерального закона «О персональных данных» №152-ФЗ (от 27 июля 2006 года), в частности, как обработка персональных данных, их передача и распространение. В соответствии с частью 1 ст. 3 данного закона, к персональным данным относятся сведения о фамилии, имени и отчестве лица, дате и месте его рождения, адресе, семейном положении, профессии, доходах, а также иная информация. Статья 9 гласит, что обработка и распространение персональных данных может происходить только с письменного согласия лица, которого это касается. В данном случае речь идет об обработке персональных данных не только умерших граждан, но и их родственников.

Если заявление гражданина о согласии на сбор, обработку и передачу каким-либо третьим лицам его персональных данных отсутствует, это является нарушением закона.

В том случае, если граждане полагают, что имеет место нарушение их прав, они могут обратиться в специализированный орган, уполномоченный рассматривать такие вопросы. Это управление Роскомнадзора, которое и будет проводить проверку по данному факту. Если будет выявлено нарушение закона, материалы будут переданы в органы прокуратуры для принятия мер.

  1. Схема

    Умирает человек в каком-либо медицинском учреждении, родственники еще не извещены о смерти, а информация об умершем уже передается ритуальному агенту. Агент забирает тело умершего из больницы без ведома родных и перевозит его в морг другого лечебного учреждения. Затем агент навязывает родственникам заключение с ним договора (как правило, по завышенным ценам) и оплату за оказанные услуги, которые никто не заказывал. Причем агенты являются сами на адрес родственников, которые даже еще и не знают о смерти больного, ведут себя навязчиво, бесцеремонно.

  2. Схема

    Человек умирает дома (не имея длительных хронических заболеваний), к нему вызывают скорую помощь для констатации факта смерти, а также представителей полиции для установления факта ненасильственной смерти и направления в морг на медицинское исследование причины смерти. Информация об умершем тотчас передается агенту ритуальных услуг и тот буквально через несколько минут звонит в дверь по адресу умершего. Далее агент действует по схеме №1.

  3. Схема

    Человек умирает дома вследствие продолжительной установленной болезни. Родственники обращаются в поликлинику по месту жительства умершего за выдачей медицинской справки о смерти, но им отказывают в ее выдаче, направляя сразу же за заключением договора на погребение в какую-то определенную фирму (данной фирме и выдается справка о смерти для оформления погребения). Если родственники умершего не хотят заказывать услуги в предлагаемой им организации, процесс выдачи документов может затягиваться в течение суток.

К сожалению, все описанные схемы успешно работают. Число жалоб от пострадавших растет. В состоянии переживаемой утраты люди не находят в себе сил бороться и чаще всего смиряются. На их месте вскоре оказываются новые жертвы. Конкуренция действительно дает толчок развитию отрасли, но должна она быть порядочной.

Итак, чтобы быть уверенным в организации достойного погребения близкого человека, мы рекомендует помнить о простых правилах:

  • К выбору фирмы, занимающейся похоронными услугами, подходить надо обдуманно, не спеша. В этом вам помогут рекомендации знакомых или родственников, которые когда-то пользовались услугами определенной компании.
  • У агентов, представляющих какую-либо фирму, которые явились к вам на дом, требуйте удостоверения с фотографией и печатью.
  • Проверяйте информацию, сообщенную агентом по представленным им адресам и телефонам, они зачастую пользуются чужими именами
  • По возможности оформляйте заказы не на дому, а в пунктах приема заказов ритуальных фирм, где вы сможете наглядно выбрать ритуальные изделия и сравнить их по стоимости с прейскурантом цен.
  • Только взаимодействуя с официальными представителями известных в нашем городе ритуальных фирм, обладающих незапятнанной репутацией, вы можете быть уверены в том , что при организации похорон не столкнетесь с трудностями.
  • Зачастую только официальные представители ритуальных фирм реально информируют о гарантированных льготах и услугах, помогая получить причитающуюся вам компенсацию.